;

Обзор опыта регионов позволяет сделать следующие выводы:

  • Федеральный кадастр является скорее объединяющей идеей, а реальная работа в регионах ведется в рамках региональных кадастров. Следует отметить, что построение ИС ПК в настоящее время проводится далеко не во всех регионах и продолжается достаточно долго – от 3 до 8 лет.
  • В различных регионах используется более или менее однотипный подход при построении кадастра, вытекающий из его назначения. Вместе с тем, каждый регион решает свои уникальные задачи, которые в данный момент являются наиболее актуальными.
  • Кампания разработки ИС ПК приводит не столько к конечным результатам, сколько к упорядочению работ по обращению с отходами. Можно сказать, что информационные системы являются средством, позволяющим обнаруживать и устранять узкие места в управлении отходами. Трудности внедрения связаны с необходимость реорганизации взаимодействия различных ведомств, укрепления вертикального взаимодействия в структуре власти, построения более эффективных отношений с предприятиями.

Таким образом, региональные кадастры отходов - основной и единственный пока инструмент для создания системы управления отходами в регионе. Но этот инструмент становится нужен и реален, если определены цели его создания:

  • повышение достоверности учeта образующихся отходов и их видов;
  • возможность оценки объeмов и состояния существующих объектов размещения - для установления лимитов на размещение не отходообразователю, а объекту, в том числе и на полигонах ТБО;
  • возможность оценки требуемых перевозчиков;
  • оценка возможностей и мощностей технологий переработки отходов с замкнутым циклом для установления лимитов не отходообразователю, а объекту переработки;
  • оценка возможностей и мощностей технологий переработки отходов для определения целесообразности применения этой технологии;
  • создание и утверждение регионального классификационного каталога отходов.

Выделение главных задач позволяет сформулировать модель, достаточную для работы в ближайшие годы и не перегруженную задачами отдаленного будущего. На следующем этапе формируется законодательная основа (Положения, Законы), в которой закрепляются целевые задачи реорганизации системы обращения с отходами. ИС ПК строится на базе указанных целевых задач и в какой-то степени создает проблемы, поскольку требует от пользователей работы в рамках строгой формализованной системы.
Однако именно эти требования и позволяют создавать тенденции к интеграции многочисленных частных процессов, выравнивают подходы различных ведомств, приводят к появлению универсальных процедур сбора и обработки данных. Особенно важно, что в результате становится возможным получать комплексную аналитическую информацию, оперативно выделять узкие места в управлении, своевременно обнаруживать отклонения от заданных параметров процесса.
По мере решения одних проблем актуальными становятся другие, поэтому ИС ПК не следует рассматривать как универсальный и постоянный инструмент. Скорее это инструмент, позволяющий направлять усилия заинтересованных сторон на решение вновь возникающих проблем, характер которых зависит от особенностей региона, а также от текущей ситуации в нем.
В целом можно сказать, что опыт регионов показывает:

  • Создание и внедрение ИС ПК – длительный процесс, соответствующий последовательной интеграции локальных процессов управления отходами, поиску оптимальной структуры и механизмам взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления, промышленности, населения и других участников процесса.
  • Достоинства того или иного подхода к развитию поддержки кадастра следует рассматривать в контексте местных условий данного периода времени, откуда следует, что копирование законодательных документов или программного продукта лишено смысла. Заимствовать можно общую концепцию структуризации всей системы и отдельные механизмы этой концепции (законы, программы).

Таблица