;

Многие регионы России сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой - основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.
Причины сложившейся ситуации - в неэффективной координации деятельности по обращению с различными отходами и неумении или нежелании выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов.
Существующая практика оказывает негативное влияние на окружающую среду и на здоровье человека, что в свою очередь отрицательно влияет на уровень экономического и социального развития России.
Официальные лица, планирующие развитие региона и принимающие решения, должны уметь всесторонне оценивать проблему, используя максимально полную информацию обо всех типах отходов, образующихся во всех хозяйственных отраслях. В ситуации, когда различные организации занимаются лишь отдельными видами отходов, не принимая во внимание другие, не удивительно, что расходуемые финансовые ресурсы не дают максимальной отдачи.
Благодаря целостному подходу, при котором в единой концепции рассматриваются все источники образования отходов, все их типы и характеристики, можно добиться комплексного эффекта и обеспечить наиболее рациональное с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека расходование финансовых средств.
Обращение с отходами - это всеобъемлющий сложный комплекс мероприятий, который охватывает различные системы их сбора, переработку, утилизацию, обезвреживание и размещение. В реализации этих мероприятий принимают участие многие субъекты экономической деятельности и организации различных уровней. Непонимание всей сложности проблемы обращения с твердыми отходами часто ухудшает сложившуюся ситуацию в регионе.
При этом предпосылки и стимулы для создания систем комплексного обращения с отходами существуют. К ним относится внедрение современных высоко интегрированных технологий и систем управления обращения с отходами на основе хорошо функционирующих институционально-организационных, законодательных и финансовых схем.
При планировании и принятии решений в области обращения с отходами может использоваться широкий спектр различных технических и управленческих инструментов.
Сравнение вариантов осуществления мероприятий, требуемых затрат и оптимальное распределение финансовых вложений является наиболее трудным этапом в подготовке стратегии обращения с отходами. Одним из возможных подходов к ее решению может быть разработка стратегии финансирования природоохранных мероприятий и технических решений при обеспечении определенного уровня обслуживания предприятий и населения предприятиями-операторами. Такой подход обеспечивает основу для средне- и долгосрочного сбалансированного планирования необходимых затрат в соответствии с конкретными природоохранными целями и уровнем предоставления соответствующих услуг и с учетом как наличия, так и потребности в будущих финансовых инвестициях в развитие инфраструктуры коммунального хозяйства - водоснабжения, канализационного водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).