;

Многие регионы России сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой - основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.
Причины сложившейся ситуации - в неэффективной координации деятельности по обращению с различными отходами и неумении или нежелании выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов.
Благодаря целостному подходу, при котором в единой концепции рассматриваются все источники образования отходов, все их типы и характеристики, можно добиться комплексного эффекта и обеспечить наиболее рациональное с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека расходование финансовых средств.
По материалам, находящимся в открытом доступе был проведен сравнительный анализ некоторых региональных кадастров. Результаты сравнения приведены в таблицах.



Общие сведения

Регионы № документа по ведению кадастра Разделы регионального кадастра Ведомство
Пермский кадастр постановление
от 2 ноября 2007 г. № 251-п
- каталог отходов Пермского края;
- реестр объектов размещения отходов Пермского края;
- реестр объектов использования и обезвреживания Пермского края;
- региональный банк данных об отходах.
Государственная инспекция по
охране окружа-
ющей среды Пермского
края
Нижегородский кадастр постано- вление
от 25 июля 2008 года № 306
- классификационный каталог отходов Нижегородской области;
- реестр объектов размещения отходов в Нижегородской области;
- банк данных об отходах Нижегородской области;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов на территории Нижегородской области.
Комитет охраны природы и управления природопользо-
ванием Нижегородской области
Московский кадастр постановление от 14 октября 2003 г. № 865-ПП - классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы;
- банк данных об отходах производства и потребления;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания;
- реестр объектов размещения отходов.
Департамент природопользо-
вания и охраны окружающей
среды города Москвы
Кадастр республики Башкортостан постано- вление
«1» февраль 2010 года № 26
- классификационный каталог отходов Республики Башкортостан;
- реестр объектов размещения отходов в Республике Башкортостан;
- банк данных об отходах Республики Башкортостан;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов на территории Республики Башкортостан.
Министерство природопользо-
вания и экологии Республики Башкортостан
Кадастр республики Бурятия постановление Правительства
Республики Бурятия от 10.06.2008 № 303
- классификационный каталог отходов;
- региональный реестр объектов размещения отходов;
- банк данных движения отходов;
- банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, применяемых в Республике Бурятия.
Республиканская служба по контро-
лю и надзору в сфере природо-
пользования, охраны окружа-
ющей среды и леса
Саратовский кадастр постано- вление
от 10 июля 2008 г. № 285-П
Основой регионального кадастра отходов являются данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления на территории Саратовской области. Комитет охраны окружающей
среды и природо-
пользования
Тюменский кадастр постановление правительства Тюменской области от 18.07.2008 № 197-п - региональный классификационный каталог;
- региональный реестр объектов размещения отходов;
- банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Кадастр республики Татарстан приложение к приказу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
от 5 февраля 2007 г. № 102
- база данных движения отходов производства и потребления;
- база данных объектов размещения отходов;
- база данных технологий использования и обезвреживания отходов.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан



Функции региональных кадастров

регион учет контроль регулирование управление
1 Пермь + + + +
2 Нижний Новгород + +
3 Москва + + +
4 Башкортостан + + +
5 Бурятия + + +
6 Саратов + +
7 Тюмень + +
8 Татарстан + +    

Обзор опыта регионов позволяет сделать следующие выводы:

  • Федеральный кадастр является скорее объединяющей идеей, реальная работа в регионах ведется в рамках региональных кадастров;
  • В различных регионах используется более или менее однотипный подход при построении кадастра, вытекающий из его назначения. Вместе с тем, каждый регион решает свои уникальные
    задачи, которые в данный момент являются наиболее актуальными;
  • Кампания разработки ИС ПК приводит не столько к конечным результатам, сколько к упорядочению работ по обращению с отходами. Можно сказать, что информационные системы являются средством, позволяющим обнаруживать и устранять узкие места в управлении отходами. Трудности внедрения связаны с необходимость реорганизации взаимодействия различных ведомств, укрепления вертикального взаимодействия в структуре власти, построения более эффективных отношений с предприятиями.

Таким образом, региональные кадастры отходов - основной и единственный пока инструмент для создания системы управления отходами в регионе.